4.
Основные положения
4.1. Промышленная безопасность и
государственный надзор
за эксплуатацией грузоподъемного
оборудования
4.1.1. В соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N
116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" морской
порт как предприятие, использующее в своей работе "стационарные грузоподъемные
механизмы", является "опасным производственным объектом". Положения этого закона
должны быть учтены при разработке документации по эксплуатации
подъемно-транспортного оборудования морских портов.
4.1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является
Госгортехнадзор России, который, наряду с другими обязанностями, осуществляет
государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при
эксплуатации грузоподъемных кранов и ряда других грузоподъемных устройств.
Перечень действующих нормативных документов Госгортехнадзора
России по состоянию на 1 января 2003 г. утвержден Приказом Госгортехнадзора
России от 11 февраля 2003 г. N 22. Извлечение из этого перечня в части
документов, относящихся к подъемно-транспортному оборудованию, применяемому в
морских портах, приведено в разделе 1 Приложения 1.
После опубликования "Правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)" отдельные порты и другие организации
обратились непосредственно в Госгортехнадзор России или через Минтранс России за
разъяснениями по ряду пунктов Правил. Учитывая, что разъяснения имеют большое
значение для работы всех портов, полученные ответы приведены в разделе 2
Приложения 1.
4.1.3. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 утверждено "Положение о государственном
надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в
Российской Федерации", в соответствии с которым государственный надзор за
указанной техникой осуществляют органы Гостехнадзора, подчиненные Главной
государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин
и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор
России).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N
938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов
самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что
регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную
скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по
автомобильным дорогам общего пользования, осуществляет Госавтоинспекция.
Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и
прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную
конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для
движения по автомобильным дорогам общего пользования, поручается органам
Гостехнадзора. Главгостехнадзор России разработал ряд документов, в числе
которых: "Правила
государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных
машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации
(Гостехнадзора)", утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995, "Правила
проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных
дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного
надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в
Российской Федерации (Гостехнадзора)", утвержденные Минсельхозпродом России 31
мая 1995 г. N 2-21/862, "Инструкция
о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи
удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)", утвержденная
Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, и другие
документы. Все эти документы не были согласованы с Минтрансом России и не
учитывают специфики технического обслуживания и надзора за техническим
состоянием перегрузочных машин, а также специфики подготовки и обязанностей
докеров-механизаторов в морских портах. Не учитывается также то обстоятельство,
что подавляющее большинство автопогрузчиков используется только внутри закрытой
территории порта, т.е. является внутрицеховым транспортом. При этом
строительство и ремонт внутрипортовых дорог осуществляет порт за счет
собственных средств. Поскольку регистрация машин в органах Гостехнадзора влечет
за собой оплату ряда не нужных порту услуг, а также транспортный налог, который
расходуется на ремонт и строительство дорог, представляется справедливым, чтобы
в органах Гостехнадзора регистрировались только те машины, которые выезжают за
закрытую территорию порта. При этом условия надзора за техническим состоянием
всех машин порта, а также подготовка водителей должны осуществляться в
соответствии с положениями ПТЭ и требованиями к квалификации
докера-механизатора.
Предполагается, что условия регистрации автопогрузчиков в органах
Гостехнадзора будут согласованы с Минтрансом России и с Главгостехнадзором
России или определены на правительственном уровне. До получения извещения
Минтранса России о решении вопроса условия регистрации в конкретном порту
следует согласовывать с территориальными организациями Гостехнадзора и
территориальными налоговыми органами.
4.1.4. Государственный надзор за электроустановками перегрузочных
машин, кроме плавучих, осуществляет Госэнергонадзор России, основными
документами которого являются:
"Правила устройства электроустановок (ПУЭ)", утвержденные
Минтопэнерго России 06.10.1999;
"Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей",
утвержденные Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;
"Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при
эксплуатации электроустановок", утвержденные Постановлением Минтруда России от 5
января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163.
4.2. Промышленная безопасность и задачи
ПТЭ
В обеспечении промышленной безопасности важную роль играют
ведомственные документы, конкретизирующие и дополняющие требования документов
перечисленных выше организаций федерального уровня. Таким ведомственным
документом для морских портов, наряду с рядом других руководящих документов
Минтранса России, являются ПТЭ.
В ПТЭ отдельно не рассматриваются плавучие краны и плавучие
перегружатели. Однако большинство рекомендаций и указаний, относящихся к
береговым кранам, могут быть использованы для организации технического
обслуживания и местного надзора за техническим состоянием крановой
(перегрузочной) части плавучих кранов и плавучих перегружателей.
Задачей ПТЭ является создание в морских портах таких условий
технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, а также
производства работ с применением этого оборудования, при которых обеспечиваются
промышленная безопасность и эффективное использование перегрузочных машин.
Отметим, что в числе задач, которые необходимо решить для
обеспечения промышленной безопасности, одну из наиболее сложных представляет
своевременное обнаружение трещин в основных элементах металлоконструкций кранов
и другого подъемно-транспортного оборудования. В настоящее время по ряду причин
трудно предсказать появление трещины на основе осмотра или расчета, но можно
свести к минимуму время эксплуатации оборудования после появления трещины за
счет частоты и добросовестности проведения осмотров металлоконструкций. В ПТЭ
для всех видов подъемно-транспортного оборудования настоятельно рекомендуются
следующие мероприятия:
1) ТО-1 с периодичностью от 1 смены до 1 месяца;
2) ТО-2 с периодичностью от 1 до 3 месяцев;
3) оперативный осмотр - 1 раз в месяц;
4) периодический осмотр - не реже чем через 3 месяца;
5) техническое освидетельствование:
- по кранам: частичное - 1 раз в год, полное - 1 раз в 3 года;
- по другому оборудованию - 1 раз в год;
6) обследование кранов, отработавших нормативный срок, через 1 -
3 года в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;
7) текущий, капитальный и иные виды ремонта, предусмотренные
нормативно-технической документацией.
Для портальных кранов - основного технологического оборудования
портов - во всех перечисленных мероприятиях предусматривается осмотр
металлоконструкций с целью обнаружения трещин и других дефектов на основе
разрабатываемых портом карт осмотра крана. Исключение составляет упрощенный
ежесменный осмотр, выполняемый докером-механизатором при приемке-сдаче смены,
когда осмотр металлоконструкций производится с земли и с площадок на портале и
на поворотной части крана.
4.3. Подъемно-транспортное оборудование
морских портов
С целью учета особенностей эксплуатации применяемого в портах
подъемно-транспортного оборудования и особенностей по распределению обязанностей
по его содержанию в исправном состоянии различаются следующие виды оборудования:
- перегрузочные машины;
- технологическая оснастка;
- средства укрупнения;
- рельсовые крановые пути;
- бункеры и бункерные установки.
Перегрузочные машины, в свою очередь, подразделяются на:
- грузоподъемные краны и перегружатели всех типов;
- машины внутрипортовой механизации, к которым относятся:
автопогрузчики, контейнеровозы, "Рич Стакеры", контейнерные погрузчики,
электропогрузчики, аккумуляторные тележки, тягачи, тракторы, прицепы (трейлеры),
ролл-трейлеры, передвижные пневмоустановки (например, "Нойеро") и другие
перегрузочные машины;
- машины специализированных перегрузочных комплексов.
Технологическая оснастка подразделяется на:
- грузозахватные органы, к которым относятся: крюк, грейфер,
спредер, грузоподъемный магнит, вилы погрузчика, грузозахватные устройства
погрузчика с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом, а также
грузозахватные устройства без привода, захват груза которыми производится
непосредственно рабочим, управляющим перегрузочной машиной, из кабины управления
без участия стропальщиков (например, захват для стали в рулонах), другие
грузозахватные устройства повышенной сложности (см. примечание 1 к настоящему
пункту);
- грузозахватные приспособления, к которым относятся:
универсальные стропы, ковши, сетки, рамы, канатные и цепные стропы с крюками,
скобами, карабинами и т.п., контейнерные захваты (например, типа ЗКИ), захваты
для труб и другие грузозахватные устройства (см. примечание 1 к настоящему
пункту).
К средствам укрупнения грузовых мест относятся все типы поддонов
и пакетирующих стропов, используемых при перегрузке грузов.
Рельсовые крановые пути подразделяются на:
- рельсовые пути портальных кранов и перегружателей всех типов;
- рельсовые пути специализированных перегрузочных комплексов;
- рельсовые пути кранов мостового типа (мостовые и козловые
краны, тельферы).
Примечания:
1. Разделение не названных в настоящем пункте грузозахватных
устройств на грузозахватные органы и грузозахватные приспособления производится
комиссией, назначаемой главным инженером порта.
2. Эксплуатация других видов технологической оснастки -
технологического инструмента (ножниц для резки троса, рычагов-кантователей,
ломиков, кувалд и т.п.) и вспомогательных технологических приспособлений (столов
грузовых, поворотных кругов и т.п.) - должна регламентироваться руководящими
документами Единой системы технологической подготовки производства морских
портов (ЕСТПП МП).
4.4. Документация, регламентирующая
техническую эксплуатацию
подъемно-транспортного оборудования, и
проверка знаний
инженерно-технических работников
4.4.1. Инженерно-технические работники <1>, связанные с
техническим обслуживанием и ремонтом подъемно-транспортного оборудования, а
также с организацией и производством работ по перемещению грузов, проходят
проверку знания ПТЭ одновременно с проверкой знания правил, норм, требований и
инструкций по охране труда в порядке, установленном Положением о порядке
обучения и проверки знаний по охране труда у руководящих работников и
специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта (РД
31.87.01-95). Проверка знаний у перечисленных инженерно-технических работников
проводится 1 раз в три года.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под инженерно-техническими работниками
подразумеваются не только специалисты по обслуживанию и ремонту машин, но и
работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ, -
диспетчерский состав, стивидоры, заведующие складами, бригадиры и другие
специалисты.
Проверка знаний у инженерно-технических работников, обязанности
которых распространяются на подъемно-транспортное оборудование, подконтрольное
Госгортехнадзору России, проводится с участием в комиссии представителя
Госгортехнадзора России, в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора
России по кранам.
Внеочередная проверка знаний ПТЭ проводится в следующих случаях:
а) при вводе в действие новых ПТЭ - в сроки, указанные в
распоряжении Минтранса России;
б) по требованию органов государственного контроля,
Государственной инспекции по охране труда и местного портового технического
надзора (см. подраздел 6.1), если будут обнаружены недостаточные знания или
нарушения работником соответствующих правил, норм, требований, указаний и
инструкций - в течение месяца с момента предъявления требования;
в) при назначении впервые на работу или при переводе работника на
другую должность, требующую знания дополнительных разделов ПТЭ, - до начала
работы.
Результаты проверки знаний оформляются протоколами, которые
хранятся в отделах кадров или в учебно-курсовых комбинатах (или в
соответствующих подразделениях, осуществляющих в порту обучение и подготовку
рабочих и специалистов).
Лицам, прошедшим проверку знаний, выдаются "Удостоверения
руководящих и инженерно-технических работников предприятий и организаций
морского транспорта о проверке знаний правил безопасной эксплуатации
оборудования" по форме, приведенной в Приложении 3. Удостоверения подписываются
председателем и не менее чем двумя членами комиссии по проверке знаний.
4.4.2. Инженерно-технические работники изучают, наряду с ПТЭ:
а) документы Госгортехнадзора России:
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов (ПБ 10-382-00)", утвержденные и введенные в действие с 10.01.2001
Постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников
(вышек) (ПБ 10-256-98)", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от
24 ноября 1998 г. N 67;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ
10-06-92)", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 11 февраля
1992 г. N 1;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и
водогрейных котлов", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 28
мая 1993 г. N 12;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов,
работающих под давлением (ПБ 10-115-96)", утвержденные Постановлением
Госгортехнадзора России от 18 апреля 1995 г. N 20;
- "Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов
пара и горячей воды (ПБ 03-75-94)", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора
России от 18 июля 1994 г. N 45;
- "Методические указания. Комплексное обследование крановых путей
грузоподъемных машин (РД 10-138-97)", утвержденные Постановлением
Госгортехнадзора России от 28 марта 1997 г. N 14;
- "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых
путей козловых кранов (РД 10-117-95)", утвержденные Постановлением
Госгортехнадзора России от 8 августа 1995 г. N 41;
- "Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и
безопасной эксплуатации" (РД 10-33-93), утвержденные Госгортехнадзором России
20.10.93;
- "Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе.
Требования к устройству и безопасной эксплуатации (РД-24-СЗК-01-01)",
утвержденные Госгортехнадзором России 09.11.2001;
- "Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом
подъемных сооружений (РД 10-08-92)", утвержденная Постановлением
Госгортехнадзора России от 20 августа 1992 г. N 23;
- другие руководящие документы, инструкции, методические
указания, информационные письма;
б) документы Минэнерго России и Госэнергонадзора России:
- "Правила устройства электроустановок (ПУЭ)", утвержденные
Минтопэнерго России 06.10.1999;
- "Правила технической эксплуатации электроустановок
потребителей", утвержденные Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;
- "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности)
при эксплуатации электроустановок", утвержденные Постановлением Минтруда России
от 5 января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163;
в) руководящие документы Минтранса России по охране труда:
- "Правила охраны труда в морских портах" (ПОТ
РО-152-31.82.03-96);
- "Правила техники безопасности и производственной санитарии на
промышленных предприятиях морского транспорта" (РД 31.83.04-89);
- "Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников
предприятий, организаций и учреждений морского транспорта" (РД 31.87.03-95);
- "Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих
профессий докеров-механизаторов морских портов" (ТОИ РД 31.82.05-95);
- "Контейнеры крупнотоннажные универсальные. Правила технической
эксплуатации и безопасности труда в морских портах" (РД 31.44.04-80);
- иные приказы, инструктивные письма, указания.
Проверку знания перечисленных Правил и документов производят
одновременно с проверкой знания ПТЭ (см. пункт 4.4.1) с учетом должностных прав
и обязанностей проверяемого. При проверке знаний следует учитывать, что
инженерно-технические работники, не относящиеся к электротехническому персоналу,
но связанные с обслуживанием перегрузочных машин с электроприводом, имеют группу
электробезопасности не ниже третьей.
4.4.3. Все действующие инструкции и другие документы, касающиеся
технического обслуживания, надзора, ремонта и производства работ с применением
подъемно-транспортного оборудования, рекомендуется привести в соответствие с ПТЭ.
4.5. Обязанности руководителей порта
4.5.1. Здесь и далее используются следующие основные обобщающие
наименования:
- "порт" - комплекс сооружений, расположенных на специально
отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов,
пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг;
- "начальник порта" - первое лицо в порту (президент, генеральный
директор, директор, управляющий и др.);
- "главный инженер" - заместитель первого лица по технической
части (технический директор, заместитель генерального директора и др.);
- "заместитель начальника порта по эксплуатации" - заместитель
первого лица по эксплуатации;
- "начальник района" - первое лицо в стивидорной компании
(генеральный директор, директор и др.);
- "заместитель начальника района по механизации" - главный
инженер, технический директор компании и др.
При наличии в порту других заместителей первого или второго лица
их ответственность и обязанности в части обеспечения промышленной безопасности
перегрузочного оборудования и его использования определяются в зависимости от
функций подчиненных им отделов и подразделений.
Руководство порта (начальник порта, главный инженер, заместитель
начальника порта по эксплуатации) совместно с руководством стивидорных и других
независимых организаций, входящих в состав порта, обязано обеспечить содержание
в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного
оборудования, для чего необходимо:
а) создать:
- систему надзора за безопасной эксплуатацией
подъемно-транспортного оборудования с учетом требований "Правил организации и
осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263, согласовав
организацию надзора за оборудованием, подконтрольным Госгортехнадзору России, с
округом Госгортехнадзора России;
- ремонтную базу, обеспечивающую потребности порта, или заключить
договор с организацией, имеющей опыт выполнения ремонта перегрузочных машин;
б) назначить:
- инженерно-технических работников по надзору за безопасной
эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования;
- инженерно-технических работников, ответственных за содержание
подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии;
- лиц, ответственных за безопасное производство работ по
перемещению грузов и за соблюдение технологической дисциплины;
в) установить рекомендуемый ПТЭ порядок и периодичность
проведения всех видов технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортного
оборудования;
г) установить порядок вывода оборудования из эксплуатации и ввода
его в работу;
д) ввести обучение, аттестацию и периодическую проверку знаний
рабочих в соответствии с требованиями ПТЭ. Выдать аттестованным рабочим
"Удостоверение докера-механизатора <2> и рабочего по техническому обслуживанию и
ремонту" по форме, приведенной в Приложении 4;
--------------------------------
<2> Здесь и далее под докером-механизатором понимается
механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных
работах.
е) выдать инженерно-техническим работникам ПТЭ соответствующие
правила, инструкции и руководящие материалы;
ж) выдать (под роспись) докерам-механизаторам и рабочим по
техническому обслуживанию и ремонту соответствующие производственные инструкции
(с учетом требований статьи 9.4.26 Правил Госгортехнадзора России по кранам) и
инструкции по охране труда;
з) разработать и утвердить рабочие технологические карты на
производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами, временные
технологические инструкции и инструкции по типовым способам и приемам
погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ применительно к местным
условиям.
4.5.2. Обязанности по организации надзора за безопасной
эксплуатацией и содержанием в исправном состоянии перегрузочных машин,
грузозахватных органов и рельсовых крановых путей, а также систем аспирации и
пылеудаления специализированных комплексов возлагаются на главного инженера
порта.
Обязанности по организации производства работ по перемещению
грузов, по организации контроля за соблюдением технологической дисциплины,
содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств
укрупнения, а также по организации надзора за производством работ по перемещению
грузов, за изготовлением и содержанием в исправном состоянии грузозахватных
приспособлений и средств укрупнения возлагаются на заместителя начальника порта
по эксплуатации.
Обязанности по организации производства работ по перемещению
грузов в ремонтно-строительных управлениях (на участках), в мастерских и в
других вспомогательных подразделениях порта возлагаются на главного инженера
порта.
4.5.3. Техническая эксплуатация подъемно-транспортного
оборудования, приписанного к базе внутрипортовой механизации, осуществляется в
соответствии с Положением о базе внутрипортовой механизации, которое
разрабатывается портом с учетом рекомендаций ПТЭ.
4.5.4. Обязанности отделов и подразделений порта по обеспечению
выполнения ПТЭ определяются в зависимости от структуры порта.
4.5.5. Обязанности по обеспечению выполнения ПТЭ распределяются
между отделами и подразделениями порта следующим образом:
а) отдел механизации обеспечивает надлежащую техническую
эксплуатацию перегрузочных машин и грузозахватных органов путем:
- организации надзора за безопасной эксплуатацией перегрузочных
машин и грузозахватных органов;
- подготовки заявки на запасные части;
- организации ремонта и реконструкции перегрузочных машин;
- наблюдения за монтажом;
- ознакомления инженерно-технических работников с руководящими
документами;
- организации разработки и контроля выполнения производственных
инструкций и инструкций по охране труда рабочими, управляющими перегрузочными
машинами, и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту;
- разработки предложений по пополнению и обновлению парка
перегрузочных машин;
б) технологический отдел (подразделение) порта обеспечивает
исправное техническое состояние и применение грузозахватных приспособлений и
средств укрупнения, а также безопасное производство работ по перемещению грузов
и соблюдение технологической дисциплины при производстве погрузочно-разгрузочных
работ во всех подразделениях порта путем:
- своевременной разработки рабочих технологических карт (РТК),
временных технологических инструкций по перегрузке (ВТИП) и инструкций по
типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ
применительно к местным условиям, и корректировки этих документов;
- надзора за соблюдением технологической дисциплины и безопасным
производством работ при перемещении грузов;
- надзора за изготовлением и безопасной эксплуатацией
грузозахватных приспособлений и средств укрупнения;
- пополнения и внедрения новых грузозахватных приспособлений,
средств укрупнения и контейнеризации;
- контроля за условиями хранения грузозахватных приспособлений и
средств укрупнения;
- организации ремонта грузозахватных приспособлений и средств
укрупнения;
- разработки схем движения пе
|