С тех пор, как люди начали прокладывать дороги, они почувствовали нужду в дорожных знаках. В давние века для этого применяли простые материалы и предметы – камни и зарубки на деревьях. Шли века, экономические и общественные отношения становились сложнее, становились больше города. Изменившаяся ситуация потребовала основания унифицированной, понятной любому путнику совокупности дорожных указателей – столбов, отмеряющих расстояние от некоего объекта до населенного пункта. Такая система изначально появилась в Древнем Риме, была она и у нас на Руси (знакомые нам верстовые столбы).
Тем не менее до изобретения машины необходимости в серьезном контроле движения на дороге не было – скорости не настолько высокие. Оказавшись за рулем самоходного экипажа, человек быстро почувствовал, что справиться с этим быстрым устройством сложнее, чем с запряженной лошадью. Независимо от того, что по сравнению с сегодняшними авто те машины двигались по-черепашьи медленно, аварии бывали. Дорожные знаки очень требовались, и в начале двадцатого столетия первые из них возникли в Париже. Вначале эти знаки передавали только предостерегающую информацию – оповещали автомобилиста о резком спуске или неровностях на дороге.
Система дорожных знаков в разных странах
Автомашины стремительно совершенствовались, нуждаясь в более взвешенном дорожном регулировании. В Европе совокупность знаков с самого начала организовывалась как межгосударственная: интернациональные конференции состоялись в 1909, 1926, 1949, 1968 годах. На данных авторитетных международных форумах принимались конвенции по дорожным знакам, обязательные для осуществления во всех примкнувших странах. Англо-американская система дорожных знаков сильно отличалась от европейской и базировалась не на схемах, а на надписях.
В Советской России первые стандарты дорожных знаков были приняты в 27 году 20 века – тогда их было лишь 6. Постепенно росло число знаков, но их назначение, наименование, внешний облик очень отличались от современных. Например, известный нам знак «Движение запрещено» (белый круг с красным кольцом по краю) означал запрещение проезда грузового транспорта, а вот треугольник, перевернутый вверх ногами, обозначающий выезд со второстепенной на главную, существует с того времени в неизменном виде.
Некоторые дорожные знаки располагают своей особенной историей. Например, табличка «Обгон запрещен», которая доставляет много неприятностей поклонникам быстрой езды, появилась позже большинства знаков – в сороковых годах прошлого столетия. До указанного времени необходимости в ней попросту не было, ведь скорость движения была небольшой, а запрет обгона устанавливался инструкциями. Нельзя было, к примеру, обгонять машины на поворотах, железнодорожных переездах, резких спусках и к тому же в нескольких десятках случаев, выучить которые было сложно. Вот и появился особый знак, заметив который, водитель точно мог узнать, что в данном месте обгон запрещен. К тому же, собственный нынешний облик – два автомобиля различных окрасок, размещенные близко друг к другу, знак приобрел только в 1961 году и с того времени претерпевал лишь только незначительные перемены.
Лежачий полицейский – обязательный атрибут сегодняшних улиц
В 1968 году была принята Венская конвенция о дорожных знаках, какая сделала систему таких уличных изображений одной для всего мира. Теперь автомобилист, который приехал в какую-либо страну издалека, имел возможность спокойно ездить по улицам, не зная языка, потому что все знаки были ему известны. Советский Союз только лишь в 1973 году принял новые правила дорожного движения и адаптировал свою систему знаков под международную, хотя и не все. Эта работа продолжалась также и в восьмидесятых, и в девяностых годах, а окончательные изменения вступили в силу в 2006 году. В это время, к примеру, на наших улицах появился знак «Искусственная дорожная неровность», предупреждающий о том факте, что впереди водителя ждет лежачий полицейский. Лежачий полицейский сам по себе применяется с той целью, чтобы ограничивать скорость передвижения автомашин на определенном месте дороги. Лежачий полицейский должен использоваться в промежутке температур от -50 до +60
Работа по улучшению дорожных знаков будет, без сомнений, продолжаться, так как наши города увеличиваются, автомашины стабильно подвергаются изменениям, а вместе с ним – и ситуация на улицах.